ДеметриусДеметриус
»ЖИЗНЬ     »УЧЕНИЕ     »СОЧИНЕНИЯ     »ЭПОХА     »ССЫЛКИ     »АВТОР САЙТА     »МЕНЮ БЕЗ JAVA    
 
   

© И.И.Вегеря, 2006




СОВРЕМЕННИКИ ДЕМЕТРИЯ ФАЛЕРСКОГО

СТРАТОН

Straton (340 – 268 г.г. до н.э.) сын Аркесилая из Лампсака, греческий философ, представитель школы перипатетиков. Являлся учеником Феофраста, от которого унаследовал интерес к естественнонаучным дисциплинам, за что и получил прозвище Физик.

В 298/7 г. до н.э. переехал в Александрию, приняв предложение Птолемея I Сотера стать учителем одного из наследников престола, будущего царя Египта Птолемея II Филадельфа. В первые же годы пребывания в Александрии совместно с Деметрием Фалерским выдвинул идею и принял активное участие в создании Музейона, призванного быть научно-образовательным центром для будущей правящей элиты государства, состоявшей прежде всего из наследников престола и их ближайшего окружения. В 288/7 г. до н.э. (по-видимому, после заключения брака между Птолемеем Филадельфом и Арсиноей I, дочерью Лизимаха) покинул Александрию, получив от огромное по тем временам вознаграждение в 80 талантов. По возвращении в Афины возглавил Ликей, схолархом которого являлся в течении 18 лет до самой своей смерти в 269/8 г. до н.э.

По возвращении из Египта сохранял, вероятно, тесную связь с двором Птолемеев и своим воспитанником, являясь одним из виднейших представителей партии сторонников Птолемеев в Афинах. По-видимому, уже являясь схолархом Ликея, Стратон принимал участие в разрешении семейного конфликта между Птолемеем Филадельфом и его женой Арсиноей I, которая впоследствии была обвинена в заговоре против собственного супруга. Именно к этому времени могут относится письма Стратона, начинающиеся словами: «Стратон Арсиное желает благополучия», - о которых сообщает Диоген Лаэртский[1].

От Диогена Лаэртского[2] до нас дошел и перечень несохранившихся трудов Стратона, включающих следующие книги: «О царской власти» 3 книги, «О справедливости» 3 книги, «О благе» 3 книги, «О богах» 3 книги, «О первоначалах» 3 книги, «Об образах жизни», «О счастье», «О царе-философе», «О храбрости», «О пустоте», «О небе», «О дыхании», «О человеческой природе», «О происхождении животных», «О смешении», «О сне», «О сновидениях», «О зрении», «Об ощущении», «О наслаждении», «О красках», «О болезнях», «О кризисах», «О силах», «О металлах», «Механика», «О голоде и помрачении», «О легком и тяжелом», «О вдохновении», «О времени», «О еде и росте», «О сомнительных животных», «О баснословных животных», «О причинах», «Разрешение сомнений», «Введение в топику», «О случайном», «Об определении», «О большем и меньшем», «О несправедливом», «О предшествующем и последующем», «О высшем роде», «Об особенном», «О будущем», «Опровержения найденного» – 2 книги, а также «Записки» (спорные).

Взгляды Стратона во многом не совпадали со взглядами основателя перипатетической школы Аристотеля. Стратон не разделял учения о внеприродных основаниях мироздания, каковыми у Аристотеля выступало божество как «неподвижный перводвигатель мира» и «мышление о мышлении». Как передает Цицерон, Стратон полагал, что «вся божественная сила заключается в природе, которая заключает в себе причины рождения, увеличения, но лишена всякого чувства и вида». Природа является самопроизвольной и самодостаточной силой, которая не подчинена никаким внешним формам и целям. Важнейшей природной силой Стратон полагал тяжесть, которая является причиной движения и упорядочивает космос. Именно различная степень тяжести является причиной вертикального порядка четырех основных элементов природы: земли, воды, воздуха и огня. Он полагал также, что сила удара (и скорость падения) тел равной тяжести не является одинаковой (как считал Аристотель), но зависит от высоты падения. Признавая, что тела состоят из мельчайших частиц и пустоты, Стратон, в отличие от Демокрита, считавшего атомы неделимыми, полагал, что и мельчайшие частицы вещества принципиально делимы.

Отрицая существование божества, Стратон отрицал и бессмертие человеческой души, полагая, что она слабеет и гибнет вместе с телом. Все психические и мыслительные процессы человека, по его мнению, связаны с деятельностью тела, вне которого существовать не могут. Душа, разумная сущность человека, локализована в передней части головы, между бровями. Именно отсюда она распространяется по всему телу вместе с «пневмой», или дыханием, которая служит ее материальным субстратом. Знание – это движение души, берущее свое начало в органах ощущений. На основании первичных ощущений формируются восприятия, которые могут сохраняться в душе в течение некоторого времени; движение восприятий и составляет, собственно, процесс мышления. Поэтому человек не может помыслить ничего, что ранее не было им воспринято.

Мерилом всех природных процессов и явлений (всего движущегося и покоящегося) Стратон считал время, формулируя это положение, по свидетельству Секта Эмпирика, следующим образом: «Время есть мера всякого движения и покоя, поскольку оно равновелико всему движущемуся, когда оно движется, и всему неподвижному, когда оно неподвижно, и поэтому все происходящее происходит во времени»[3].

Взгляды Стратона имели не только огромное воздействие на ученые занятия в афинском Ликее, в котором в годы руководства Стратона возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм, - но и на развитие александрийской науки III – II в.в. до н.э. Хотя Стратон не оставил учеников, которые непосредственно продолжили бы его работу – к его последователям причисляют знаменитого математика и астронома Аристарха Самосского, механиков Ктесибия и Герона, александрийских врачей Эрасистрата и Герофила.

Кроме того, Стратон писал на этические и  политические темы; результаты этих трудов оказали огромное влияние на его ученика, впоследствии египетского царя, Птолемея II Филадельфа, предопределив интерес, а также покровительство последнего александрийским искусствам и науке. По-видимому, непосредственным учеником Стратона следует считать также автора знаменитого «Послания Филократу» царского телохранителя Аристея, описавшего историю создания перевода книг иудейского Закона на греческий, известного как Септуагинта.


[1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М, 1986, Кн. Y – 60.

[2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М, 1986, Кн. Y, 59 - 60.

[3] Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Том 1. Против физиков. Кн. 2, 177.

G
      Найти: на
ЧИТАЙТЕ: http://www.Demetrius-f.narod.ru/index.html
Обновления

Книга Экклезиаста

Септуагинта

Письмо Аристея

Афины

Александрия





Hosted by uCoz